Україна / Київ
Капоэ́aйра это бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и в некоторых направлениях, обилием акробатики.
Для того, чтобы капоэйра стала тем, что она собой представляет в нынешнее время, потребовалось несколько сотен лет беспрерывной эволюции. Но зато к песням-танцам и приемам нападения-защиты присоединилась совершенно оригинальная философия, которая и определяет не только мастерство «игрока», но и состояние его Духа. Что для капоэйристов гораздо важнее любого хорошего выпада или удара ногой. На сегодняшний день это модное спортивное направление среди молодёжи, стремительно расширяющее число своих сторонников. Капоэйра создает дружескую среду общения, культивирует и взращивает качества, столь необходимые в современной жизни: открытость, жизнерадостность, креативность. Это новое боевое искусство с красивым названием завоевывает сердца людей и бурно развивается во всем.
Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ — скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. Но разделение на стили в капоэйра очень условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцу одному или другому стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые — более динамичный и агрессивный региональ). Для обоих стилей капоэйра характерны очень низкие стойки: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводится ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы могут проводиться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.
Главный постулат в капоэйре — стремление к свободе. Свободе внутренней и внешней, свободе, которая не зависит от расхожих ценностей. Ведь основным достоянием раба было его тело. Потому-то так важна для капоэйриста максимальная концентрация всех его возможностей, которая достижима лишь при наличии физической и духовной гармонии. Если игрок чувствует, что добился своего, что его движения совпали не только с боем барабанщиков, но и с неким вселенским ритмом, пронизывающим и Землю и Небеса, что он, как Нео из «Матрицы», может руками отражать пули и гранаты, значит он достиг главного: состояния, называемого в капоэйре «аше». Это полное счастье, эйфория, то, чего не добиться никакими наркотиками и алкоголем, а можно только почувствовать, поучаствовав в капоэйре.
Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.