Україна / Донецьк
Смазки ЦИАТИМ-201
Наименование показателей Норма
Внешний вид Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло- коричневого цвета
Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем
градиенте скорости деформации 10·с-?, Па·с, не более 1100
Предел прочности, при 50°С, Па 250-500
Температура каплепадения, °С, не ниже 175
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26
Испытание на коррозию Выдерживает
Стабильность против окисления, мг КОН на
1 г смазки, не более 3
Содержание свободной щелочи в пересчете на NаОН, %, не более 0,1
Содержание воды Отсутствие
Содержание механических примесей Отсутствие
Испаряемость в чашечках-испарителях при 1200С, 1 ч, %, не более 25
Пенетрация при 25 °С Не нормируется
Смазка Циатим-201 (ГОСТ 6267-74) — маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку. Основные эксплуатационные характеристики: удовлетворительная механическая стабильность, низкая коллоидная стабильность; морозо- и водостойкая. Смазка Циатим-201 работоспособна при температуре -60…+90°С.
Область применения смазки Циатим-201 Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические другие приборы и точные механизмы.
Смазочная жидкость ЦИАТИМ 201 – это мягкий смазочный материал светло-коричневого либо желтоватого оттенка. Он является основным видом морозоустойчивых смазок в отечественном производстве. Несмотря на то, что смазки данной категории можно использовать при температуре до 150 градусов, то ЦИАТИМ должна эксплуатироваться при длительном применении не более 90 градусов. В нашей стране ЦИАТИМ является наиболее эффективной смазкой для морозов. В большинстве механизмов она остается эффективной до – 60 градусов. ЦИАТИМ 201 отличается водостойкостью, при этом она практически не растворяется в водной среде. Из-за особой мягкости и недостаточной липкости смазочный материал может быть смыт с механических поверхностей. Смазка не выделяется высокими консервационными качествами. Тем не менее, она обладает удовлетворительной химической стабильность, что обусловлено наличием в составе антиокислителя. Механическое воздействие может существенно разрушить структуру смазки, в результате чего уменьшается предел вязкости и прочности. Для смазки ЦИАТИ 201 тикстрогное упрочнение не характерно. При воздействии высоких температур и при хранении смазка не уплотняется. ЦИАТИМ 201 имеет низкую коллоидную стабильность, что выливается в выделение масла при хранении, ухудшая эксплуатационные качества. Рекомендуемый срок хранения, после которого смазка теряет свои свойства, в банке 1 литра равен 4 года. Кроме того, при хранении стоит контролировать степень отделения масла. Смазочный материал ЦИАТИМ 201 применяется в узлах трения любых типов. Специалисты не рекомендуют использовать ее при повышенных удельных нагрузках. Активно применяется смазка в механизмах самолетов и вертолетов. На сегодняшний день смазка является наиболее распространенной в самолетостроении. Кроме того, ей смазывают наземные механизмы, в которых требуется обеспечить наименьшее сопротивление при минимальных температурах. Широкое применение ЦИАТИМ нашел в радиостроении и других электромеханических приборах. На крайнем севере смазку применяют при эксплуатации некоторых машин. В арктических районах страны в рулевых механизмах вместо солидола используют ЦИАТИМ. Несколько лет назад ЦИАТИМ-201 заменял некоторые другие виды морозостойких смазок, включая АФ70 и другие. ЦИАТИМ-201 по многим параметрам уступает современным смазкам. Во-первых, это вызвано низкой рабочей температурой, во-вторых, с недостаточной механической устойчивостью.
Web адреса: donross.dn.ua