Україна / Київ
Бывают писатели сугубо детские, которые, вроде Корнея Чуковского, пишут о мойдодырах и тараканищах, бывают писатели сугубо взрослые, типа Стивена Кинга, и книги их лучше детям не показывать, а бывают писатели-универсалы, такие, как Даниэль Дефо, который писал и детские, и недетские книги с одинаковым величайшим мастерством и неоспоримыми художественными достоинствами. У Даниэля Дефо можно найти и детскую литературу, которую впрочем, и взрослые читают, не отрываясь – ярчайшим примером будет «Робинзон Крузо», а есть у него и взрослая литература, например, «Дневник чумного года» или «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Таким образом, Даниэль Дефо как писатель объединил своими книгами представителей как молодого, так и старшего поколения, в связи с чем его обоснованно считают писателем для всей семьи – и для сынишек и дочурок, и для маминек и папинек.
Английский писатель Дефо Даниэль известен по миру отсель и досель, но больше всего он известен на постсоветском пространстве. Точно так же, как Шерлока Холмса с его неразлучным другом доктором Ватсоном значительно больше любили советские зрители фильмов Игоря Масленникова, чем чопорные обитатели туманного Альбиона, так же вот и писателя из Великобритании Даниэля Дефо у нас почитывают даже побольше, чем на его заморской родине. В период существования Союза Советских Социалистических Республик писатель Дефо фактически входил в обязательный для коммунистического юношества перечень авторов, ну, видимо, потому, что его герой Робинзон был шибко трудолюбив, и лояльно относился к угнетённому аборигену Пятнице, что социалистам и коммунистам зело дюже нравилось. Что-то рациональное в этом зерне рассуждений конечно же есть, но ведь писатель Дефо писал не только об этом, он ведь и про падших женщин рассказывал, и про нехороших пиратиков, да и вообще британскими специальными службами заведовал, так что личность его не в чёрно-белых тонах обсуждать следует, а в более переходных.
Литература Великобритании вообще изобильна талантами, но Даниэль Дефо среди них был пионером, но не в смысле «носителем красного галстука», а в смысле «первооткрывателем приключенческого жанра», так как этот писатель впервые в мире стал писать о странствиях и приключениях в дальних морях и на заброшенных островах посредь опалённых полуденным зноем Карибских морей вблизи устьев реки Ориноко и прочих водных артерий жаркой Испанской Америки, предтечи современной Венесуэлы. Как получилось у него выплеснуть из чернильницы на бумагу столько фантазии, как смог всех уверить, что автор не он, а Робинзон, Сингльтон, и прочие путешественники? В этом особенности его таланта, в этом и состоит величайший творческий гений этого знаменитого в прошлом мистификатора-реалиста, сумевшего изложить выдуманные события с потрясающей умы реалистичностью и видимой достоверностью.
Жизнь и творчество Даниэля Дефо – это сплошной непрекращающийся роман. Своих героев он выдумывал только частично, порой и с натуры частично их списывал, и брал из жизни многие вещи, и даже кое-что списывал прямо с себя, ведь страницы его романов иногда просто пронизаны потрясающейся жизненностью, с поправкой, разумеется, на 17-18 века, на тот период. Через 300-350 лет, конечно, про кремнёвые пистолеты, шпаги и мушкетоны, не говоря уж про тесаки и парусину, читать довольно непривычно, но тогда это был верх модернизма, да ещё и реалистичного. Ведь и сам Даниэль Дефо попадался в лапы корсарам, и сам он перетерпел лондонскую чуму, да и с великосветскими барышнями был знаком, так что его романы и иного характера творчество были как бы из жизни позаимствованы. Ни Роксана, ни Сингльтон, ни даже «моряк из Йорка» не вызывали недоверия. Английские «ридеры» считали Даниэля Дефо бытописателем жизни, а его творчество – плодами интервью с непридуманными героями, и никто бы их в обратном не переубедил.
И надо сказать, Даниэль Дефо, создатель Робинзона Крузо и Боба Сингльтона, как и его герои, жил крайне бурно и авантюристично, поэтому жизнеописание Даниэля Дефо пестрит самыми за голову хватательными эпизодами, которые отражены в его краткой биографии, написанной с привлечением массы источников. Ведь известно, что данный британский литератор был весьма популярной фигурой как предмет исторических исследований. Но даже самые краткие сведения из биографии великого британца доказывают нам, что Даниэль Дефо превосходил по неординарности всех своих современников на две или даже три головы, возвышаясь среди них, как великан Гулливер посреди крохотулек лилипутов. Ознакомиться с прохождением жизненного пути зачинателя робинзонады, а по совместительству английской журналистики и социологии, советуем на справочно-историческом ресурсе.
http://www.zaxodi-v-internet.ru/daniel-defo.html
.